Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова? Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.
Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
— профессиональная информация,
— профессиональное воспитание,
— профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений… (В нашей школе накоплен огромный опыт проведения классных часов начиная с 1 класса, мероприятий на тему «Мир профессий», еженедельно практически к ученикам выходят, приезжают сотрудники ВУЗов и ССУЗов, рассказывающих о той или иной специальности) Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей с вами педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник наш попробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.
Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья. С этой целью в начале года для наших учащихся введен курс….
Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?
· Формирование положительного отношения к труду,
· Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы)
· Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов,
· Выявление структуры интересов и склонностей учащихся,
· Проведение профконсультаций школьников,
· Осуществление психофизиологических диагностик способностей,
· Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям,
· Проведение работы с родителями о выборе профессий их детьми,
· (традиционные, Регулярные ежемесячные) Проведение экскурсий на предприятия, в организации…,
· Профильное и углубленное изучение предметов.
Сейчас мы с вами успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и углубленным обучением.
Углубленное, предпрофильное и профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования. Модель нашего профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.
План профориентационной работы МБОУ “Школы № 104 им. М. Шаймуратова” на 2020-2021 учебный год | СКАЧАТЬ |
План профориентационной работы МБОУ “Школы № 104 им. М. Шаймуратова” на 2021-2022 учебный год | СКАЧАТЬ |
План профориентационной работы в МБОУ «Школа 104 им. М. Шаймуратова » на 2022-2023 учебный год | СКАЧАТЬ |
Билет в будущее
Профориентация школьников — приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с вкладом в экономическое развитие.
«Билет в будущее» — проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов, который в 2019 году реализуется по всей России. Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Постоянно возникают новые сферы деятельности, технологии, рынки. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения. На это направлена онлайн-диагностика проекта «Билет в будущее», которая состоит из трех этапов.
Комплексная диагностика
Онлайн-диагностика состоит из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый этап приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.
Практические мероприятия
В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия, направленных на знакомство с миром профессий и погружение в содержание конкретных профессиональных индустрий и компетенций. Все мероприятия доступны в регионе проживания участника.
Цифровое портфолио
Итоги онлайн-диагностики, отметки о посещении практических мероприятий и обратная связь от наставников фиксируются в цифровом портфолио в личных кабинетах участников. Портфолио дает возможность родителям и школьному педагогу-навигатору увидеть, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку, определить его уровень владения значимыми навыками. Все это помогает построить дальнейшую траекторию профессионального образования участника-подростка.
По итогам прохождения всех этапов тестирования и практических мероприятий участник получит рекомендации по построению индивидуального учебного плана. В личном кабинете, исходя из интересов ребенка, будет сформирован перечень доступных в регионе мероприятий, курсов, кружков и иных возможностей по развитию навыков и компетенций.
15 тысяч школьников 6 – 11-х классов Республики Башкортостан станут участниками проекта «Билет в будущее». Проект реализуется Фондом Гуманитарных Проектов в рамках национального проекта «Образования». В 2021 году Региональным оператором проекта в Республике Башкортостан является ГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной ориентации РБ».
Цель проекта – формирование навыков по осознанному выбору будущей профессии у учащихся 6 – 11-х классов. В 2020 году к проекту присоединилось 85 регионов России. На специализированной цифровой платформе «Билета в будущее» зарегистрировано уже более 10 тысяч школьников 54 муниципальных районов и 9 городских округов.
Цифровая платформа «Билет в будущее» состоит из двух сегментов – общедоступного и школьного. В открытом, общедоступном сегменте, все желающие смогут пройти «примерочную профессий», игровые тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, раздел для родителей, популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. Для закрытого, школьного, сегмента, участниками которого могут стать только зарегистрированные на платформе школы и ученики 6-11 классов этих школ, доступны интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий.
С 4 октября 2021 года для обучающихся будет проведен Всероссийский профориентационный урок, на котором 158 педагогов-навигаторов познакомят с проектом, рынком труда региона и направлениями профессиональной деятельности в интересном и ярком формате.
А уже с 15 октября 2021 года Историческом парке «Россия-Моя история» г. Уфа с октября будет представлена мультимедийная выставка профессий, которая поможет сориентироваться в мире профессий. На протяжении полутора месяцев школьники смогут примерять самые разные профессии, востребованные в городе.
Ключевым мероприятием проекта станет «Фестиваль профессий», который пройдёт в Санкт-Петербурге на площадке исторического парка «Россия – Моя история», который смогут посетить самые активные школьники.
Информационная справка:
Проект «Билет в будущее» реализуется в 85 регионах России по поручению Президента РФ В.В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтому бесплатно для детей и родителей. Федеральный оператор – Фонд гуманитарных проектов. Региональный оператор – Центр опережающей профессиональной подготовки.
Официальные соцсети проекта в Приволжском ФО:
Instagram – https://www.instagram.com/bilet.pfo/
ВКонтакте – https://vk.com/public206539802